Интервью Мастера итальянского дизайна Gabriele Centazzo о дематериализации кухонной эко-мебели Valcucine


Известнейший итальянский теоретик и практик эко-дизайна Gabriele Centazzo, исследуя преимущества экологической сознательности для предприятия, обнаружил, что прежде всего она вынуждает отказаться от стандартных парадигм мышления и искать никем не исследованные технологические и дизайнерские решения.


Такая экстремальная изобретательность вполне естественна для дизайнера, более 30 лет развивающего концепцию дематериализации производства на его предприятии Valcucine по изготовлению высокотехнологичной стеклянной кухонной мебели, подлежащей полной переработке и вторичному использованию. Дематериализация означает сведение к минимуму потребления даже переработанных и перерабатываемых материалов, как например, закалённого стекла, толщина которого не превышает 10 мм. Прозрачная и мерцающая мебель привлекает не только экологичностью материалов, но и своей визуальной эфемерностью, она не содержит токсических веществ, а всё материальное производство СО2-нейтрально. Работы Gabriele Centazzo, которые высоко оценены как произведения искусства, требуют колоссальных объёмов умственной работы и технологической экспертизы.

В прошлом году дизайнер, основатель и руководитель итальянского предприятия Valcucine получил Премию Премий Италии — высшую награду за интеллектуальный дизайн, сочетающий этику, эстетику и экологию. Интеллектуальность и многогранность дизайна проявляются не только в использовании искусных декораций ручной работы итальянских ремесленников, но и в фундаментальных исследованиях эргономики мебели, оптимальной траектории движений человека, удобству, безопасности и беспрепятственному обзору всех элементов рабочей среды.

Важным решением в этой сфере стало увеличение ширины рабочего стола, что позволило значительно опустить подвесной шкаф, оснащённый подъёмными дверцами-крыльями. Дополнительная ширина была использована для задней экипированной секции, служащей в качестве универсального хранилища и элегантно скрывающей все коммуникации. Сегодня выдающийся эко-дизайнер Gabriele Centazzo в специальном интервью для читателей эко-портала Хвоя рассказывает о дематериализации мебели Valcucine и делится своей мечтой о полном отсутствии отходов и об абсолютной эргономике, при которой даже ручки дверц становятся избыточными.

Hvoya:

Ваши произведения известны во всём мире как лучшие образцы итальянского дизайна и современного искусства. Однако все культуры мира гордятся собственными традициями кулинарии, каждая из которых предъявляет совершенно определённые требования к мебели. Каким образом Вам удалось удовлетворить все эти разные требования и создать такие решения, которые преодолевают национальные границы?

Gabriele Centazzo:

Дизайн должен удовлетворять основные потребности человека для того, чтобы быть выше моды, культурных и региональных различий.

Я считаю устойчивое развитие одной из таких потребностей, потому что мы несём ответственность за сохранение мира пригодным для обитания будущими поколениями. Проектировать кухонную мебель, думая о полном отсутствии отходов в конце срока его эксплуатации означает создание дизайна, переходящего какие-либо региональные границы.

Следующий важный элемент, необходимый изделию для того, чтобы оно было принято на международном уровне, — это внимательное изучение эргономики. Мы целиком пересмотрели эргономику кухни, сделав, например, более свободными движения головы человека в зоне приготовления пищи, где он не рискует теперь удариться о вытяжку, которой мы придали новую форму.

Разработав подвесные шкафы Ala и Aerius с подъёмными дверцами, мы предотвратили опасность столкновения с открытой створкой шкафа. Мы сделали высоту рабочего стола варьируемой в зависимости от роста работающего за ним человека. Все эти элементы Valcucine ценятся независимо от культурных различий регионов.

Hvoya:

Вам принадлежит идея промышленного создания мебели из стекла, бесконечно перерабатываемого материала невероятной привлекательности. Помимо его существующих эстетических характеристик, каким образом Вы достигли улучшения его технических показателей, таких как устойчивость к воздействию воды, пара, высоких температур и ударов? Применяете ли Вы нанотехнологии только для столешниц или для всех тонких стеклянных поверхностей?

Gabriele Centazzo:

Мы первыми в мире произвели кухонную мебель из стекла. Наша модель Artematica появилась в варианте со стеклянными дверцами ещё в 1988 году. Такой ранний старт позволил нам получить большой опыт работы со стеклом и исследовать его характеристики. Мы знаем, насколько это важно закалять стекло по правилам так, чтобы его прочность увеличивалась в 5 раз.

В целях повышения устойчивости стекла к возникновению царапин на столешницах, где повредить материал намного проще, даже несмотря на то, что стекло уже достаточно прочное, мы применяем нанотехнологии, нанося молекулы углерода или фтора, что делает стекло ещё прочнее.

Подвесная мебель упрощает уборку и способствует оптимизации распределения тепла при использовании системы «тёплый пол»

Hvoya:

Расскажите, пожалуйста, о Ваших инновациях в сфере обработки алюминия, использование которого значительно повышает экологичность мебели, благодаря применению его для механического соединения компонентов мебели, что избавляет её от токсических испарений. Какие детали выполнены из вторичного алюминия? Почему Вы выбрали алюминий с сотовой структурой, который применяется в авиастроительной промышленности?

Gabriele Centazzo — дизайнер, основатель и руководитель Valcucine

Gabriele Centazzo:

Устойчивое развитие – это наша путеводная концепция, следуя которой мы мечтаем о мире без отходов. Мы исследовали все материалы, которые по истечении срока эксплуатации могут быть с лёгкостью переработаны. К ним относится и бесконечно перерабатываемый алюминий, имеющий с точки зрения устойчивого развития ещё одну важную особенность: он обладает великолепной механической прочностью, даже если его количество предельно сокращено, то есть он наилучшим образом подходит для дематериализации. Его очень просто можно вытягивать в профили, совершенно полые внутри, что значительно сокращает использование материала. Алюминий с сотовой структурой внутри тоже практически полый, несмотря на это из него можно производить исключительно прочные и крепкие панели, которые к тому же невероятно лёгкие.

Этот материал тем не менее имеет недостаток: он потребляет большое количество энергии при производстве его из первичного сырья. Поэтому мы стараемся использовать во всех невидимых деталях переработанный алюминий, для производства которого необходима только десятая часть энергии.

Hvoya:

Скажите, пожалуйста, является ли всё Ваше производство СО2-нейтральным благодаря Вашей деятельности с проектом Bioforest или это относится только к кухонной мебели с деревянными панелями?

Gabriele Centazzo:

Ассоциация Bioforest создана нашей компанией, в рамках этого проекта мы реализуем в Италии, Эквадоре и Кении программы по посадке деревьев и по защите первичного тропического леса, таким образом с помощью поглощения деревьями углекислого газа, мы компенсируем выбросы СО2 всех производственных процессов Valcucine.

Hvoya:

Сейчас производится большое количество разнообразной энерго- и водосберегающей электроники и сантехники. Какой техникой оснащаются кухни Valcucine?

Gabriele Centazzo:

Мы оснащаем их бытовой техникой высшего энергосберегающего класса А, А+, А++. Кроме того, мы устанавливаем смеситель со встроенным фильтром для воды, что позволяет обходиться без питьевой воды в пластиковых бутылках, а это сокращает в итоге и количество мусора.

Hvoya:

Учитывая высокие эргономические характеристики мебели Valcucine, на какие параметры стоит обратить внимание при выборе кухни? Представлена ли ваша лаборатория Ergolabio по подбору подходящей по физическим параметрам кухни и в России тоже?

Gabriele Centazzo:

Выбирая кухонную мебель, очень важно испытать удобство избранной высоты рабочего стола, потому что слишком низкий стол напрягает мышцы спины и вызывает боли. Поэтому мы разработали лабораторию Ergolabio, система которой позволяет устанавливать различную высоту стола и испытать её на деле. В настоящий момент лаборатории имеются только в Италии, однако мы работаем над тем, чтобы они появились во всех странах мира.

Введение в эргономику кухонной мебели

Hvoya:

Кухонная мебель Valcucine изготавливается с применением высокотехнологичных материалов, они вдохновлены концепцией минимализма с его идеей „ничего лишнего“, однако в некоторых случаях она декорирована элементами ручной работы, включая резьбу, мозаику, выжигание и сложную инкрустацию методом интарсии. Почему Вы выбрали такие старинные ремесленные и художественные методы декорирования мебели, которую часто ассоциируют с футуризмом?

Gabriele Centazzo:

Я думаю, что нам нужно попытаться восстановить нашу привязанность к вещам, которые мы используем. В наше время мы очень легко превращаем в мусор те вещи, которые нам кажутся устаревшими, даже если они полностью сохраняют свою функциональность.

Использование декоративных элементов ручной работы увеличивают привязанность к этим вещам, которые становятся нам настолько дороги, что мы с трудом расстаёмся с ними. А это в свою очередь повышает срок службы и соответственно экологичность изделий Valcucine.

Hvoya:

Ваш дизайн знаменит исключительно сложной простотой, которая требует визуальной расшифровки элементов, как, например, сочетание текстур в стиле художника Караваджо, оформление смесителя, как античного фонтана, или же задняя экипированная секция-канал, напоминающая о пейзажах Венеции. О чём Вы думаете, когда проектируете: о том, как вызвать восторг в эстетическом плане или о том, как создать такую интеллектуальную головоломку, дизайн которой никогда не утомит?

Gabriele Centazzo:

Я убеждён, что дизайн вне моды должен черпать вдохновение во врождённых и исконных чувствах человека, а не в преходящих веяниях и тенденциях.

Работая над проектированием, я стараюсь взывать к этим чувствам, как, например, жажда к свободе, восхищение парящим полётом, невесомостью и прозрачностью, я стремлюсь к гармонии различных форм и объёмов и предпочитаю персонализацию с помощью культурного многообразия.

Hvoya:

Ваше исследование формы воплотилось в создании кухонной мебели, привлекающей все органы чувств застывшими в воздухе элементами, сочетанием природных материалов в искусной обработке, цветными бликами, прозрачностью стекла и внутренней светодиодной подсветкой. Если кто-то отдал предпочтение Вашей мебели, только исходя из эстетических соображений, сможет ли он оценить её функциональность и экологичность в процессе ежедневного использования и впредь совершать более экологически-сознательный выбор?

Gabriele Centazzo:

На мой взгляд, у современных предприятий есть обязательства, которые заключаются в том, что они должны быть не только центром прибыли, но и центром исследования и распространения культуры с целью создания мира устойчивого развития.

Hvoya:

Большое спасибо за интервью и за Ваш практический вклад в становление концепции эко-дизайна!

На видео далее: эргономика кухонной системы Valcucine New Logica System


© Все права на текст защищены и принадлежат Gabriele Centazzo и эко-порталу Хвоя.
© Все права на изображения и видео защищены и принадлежат Valcucine.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.