Интервью Dr. Peter Waeber о сертификации эко-текстиля

Глубокий кризис, в котором пребывает российская текстильная промышленность, привёл к тому, что доля российской одежды на рынке составляет около 16%, а вклад всей отрасли в ВВП только 0,4%.


Текстильные предприятия страдают от находящейся в упадке сырьевой базы страны, вынуждающей импортировать даже традиционно сильную для России культуру лен. Импорт повышает стоимость продукции на предприятиях с устаревшим оборудованием, технологическая отсталость которого обусловливает низкое качество продукции и его высокую стоимость. Слабая поддержка в розничных торговых сетях и малый спрос на российскую продукцию оставляют мало шансов на выживание предприятий в условиях, когда треть рынка занимает контрафакт против четверти российской продукции всей лёгкой промышленности.

В этой тяжёлой ситуации Президент России говорит о необходимости настоящего прорыва по всей производственной цепочке от изготовления сырья до выпуска и реализации качественной, востребованной на внутреннем и внешнем рынках продукции. Такой прорыв может обеспечить только решение проблемы повышения ресурсоэффективности на предприятиях, которое начинается с комплексных мер сбережения энергии и воды, их вторичного использования. Концепция ресурсоэффективности настаивает на том, что нет смысла импортировать первичные химические волокна, а указывает на целесообразность использования для производства текстиля вторичного сырья, например, для изготовления полиэфирного волокна из переработанных пластиковых бутылок для производства спортивной одежды, как это делают лидеры спортивной индустрии Patagonia, The North Face или Vaude, сертифицирующие свою продукцию по стандарту Bluesign.

Производитель спортивной одежды Maier Sports — участник сертификации Bluesign

Преимущества системного подхода швейцарской компании независимой эко-текстильной сертификации Bluesign заключаются в том, что она не только обеспечивает предприятие методами снижения потребления ресурсов, но и стимулирует формирование глобальной экологической цепочки поставок. Сертифицированные в соответствии со списком ограниченных субстанций химические предприятия попадают со своей продукцией в реестр для текстильных предприятий, отбирающих компоненты для своего производства. Проверенные на уровне химических предприятий и текстильного производства готовые материалы после сертификации заносятся в базу данных для производителей одежды и текстильных изделий по всему миру. Таким образом, экологически сознательный и энергоэффективный производитель не только снижает свои расходы на предприятии благодаря экономии ресурсов, но и поступает во всемирную базу данных, одним из пользователей которой недавно стала компания Nike. Сегодня в специальном интервью для читателей эко-портала Хвоя директор всемирно известной швейцарской компании Dr. Peter Waeber рассказывает об основных особенностях системы сертификации эко-текстиля Bluesign.

Hvoya:

Bluesign проверяет всю цепочку поставок посредством системы управления вводимых ресурсов, с помощью которой возможно контролировать все компоненты производства, а не только готовые изделия. Объясните, пожалуйста, ключевое для вашей сертификационной схемы понятие – ресурсоэффективность. Входят ли в него такие параметры, как возможность дальнейшей переработки или климатический баланс синтетических и натуральных волокон?

Dr. Peter Waeber:

Понятие ресурсоэффективности лучше всего объяснить с помощью модели “Ввод материалов на рабочую единицу”, разработанную профессором Friedrich Schmidt-Bleek. Эта модель заключается в том, что нужно произвести максимально хорошее и долговечное изделие при минимально возможном количестве ресурсов. В такой системе может оказаться, что футболка из переработанного полиэстра намного более ресурсоэфективна, чем такая же из натуральных волокон. На уровне производства модель сводится к тому, чтобы расходовать минимум ресурсов с максимумом пользы.

Шёлковая мода Eileen Fisher сертифицирована по стандарту Bluesign

Hvoya:

Существуют различные модели оценки текстиля для конечных потребителей, однако даже Bluesign не даёт сравнительной информации об энерго- и водо-эффективности текстиля. Как потребители могут получить сведения о сравнительной экологичности того или иного материала?

Dr. Peter Waeber:

В настоящий момент не существует такой компании, которая способна предоставить подобную информацию, это было бы сейчас практически невозможно. Тем не менее есть система, оперирующая этими сведениями, речь об индексе HIGG, разработанном SAC (Коалицией Экологичной Одежды). Вычисленные для этого индекса показатели – среднестатистические, но и они не абсолют. Bluesign не ставит своей целью обеспечить численными показателями каждое изделие, потому что в этом мало смысла, так как каждый цвет, размер и фасон отличаются по всем параметрам экологичности, что окончательно запутало бы потребителей. Даже профессионалы лёгкой промышленности с трудом разбираются во всех этих вычислениях. Важнейшая проблема в том, чтобы найти способ правильной обработки данных. Любой, кто пытается заниматься анализом изделий на протяжении всего их жизненного цикла, рассказал бы вам на эту тему немало поразительных историй.

Hvoya:

Каким образом связан стандарт Bluesign, применяемый ко всей лёгкой промышленности, с принятым в ЕС регламентом оборота химических веществ REACH?

Dr. Peter Waeber:

Bluesign представляет собой системный подход и существовал ещё до принятия REACH. Системы схожи в том, что касается установки пороговых значений в отношении воздействия на здоровье потребителей, на атмосферу, на сточные воды и на безопасность рабочего места. Многоступенчатая система Bluesign налажена для производства текстиля: от химических компонентов, до материалов и готовой продукции из них.

Hvoya:

Независимое исследование Greenpeace обнаружило токсические вещества во всех проверенных изделиях спортивной одежды, которая была эко-сертифицирована. В исследовании утверждается, что сертификационная организация не в состоянии проконтролировать производственный процесс и только законодательные ограничения способны решить проблему токсичности предприятий лёгкой промышленности. Возможны ли на Ваш взгляд какие-либо гарантии полного отсутствия токсических веществ для потребителей?

Dr. Peter Waeber - директор компании Bluesign

Dr. Peter Waeber — директор компании Bluesign

Dr. Peter Waeber:

Любой анализ способен обнаружить токсические вещества, говорим ли мы об Эко-Тесте, анализе с последовательным повышением нагрузки или исследовании такой организации, как Greenpeace. Абсолютная безвредность не существует по определению, даже в случае только что собранного на поле органического хлопка. Ведь даже поваренная соль, ежедневно присутствующая в рационе здорового человека, смертельна при дозе 200 грамм.

Утвердив список запрещённых субстанций для стандарта Bluesign, мы можем удостовериться в том, что ограничено поступление опасных веществ. Наш список — самый обширный из существующих в сфере лёгкой промышленности, он единственный, который применяется уже на уровне используемых на предприятии химикатов, а не для контроля готовых изделий. Совершенно невозможно проверять каждое изделие на предмет наличия в нём 900 токсических субстанций, поэтому требуется такая система контроля на корню, как Bluesign.

Hvoya:

Вы утверждаете, что стандарт Bluesign означает не только более экологически сознательное производство, но и значительные сбережения воды и энергии на предприятиях. Каковы самые эффективные методы снижения потребления названных ресурсов на текстильном предприятии?

Dr. Peter Waeber:

Список всех возможных мер слишком обширен, а самое главное индивидуален и зависит от особенностей и возможностей каждого предприятия. Одну и туже футболку можно производить на разном оборудовании, при помощи разных химикатов, в ходе разнообразных процессов, на разных видах энергии, окрашивать в разные цвета и обрабатывать разными вспомогательными средствами. Главная особенность нашей работы состоит в том, что Bluesign на местах вместе со специалистами проверяет весь производственный процесс, контролирует количество и степень фильтрации сточных вод и выбросов в атмосферу, безопасность условий труда и ввод химикатов.

Производитель спортивной одежды Maloja — участник сертификации Bluesign

Hvoya:

Вы создали многоступенчатую систему контроля текстильного производства, которое начинается с сырья и используемых химических веществ. Какая база данных доступна для производителей в Вашем онлайн-реестре Bluetool?

Dr. Peter Waeber:

Bluetool был разработан для химической промышленности, в реестре содержатся данные о химикатах, красящих веществах и вспомогательных средствах в виде рейтинговой системы. Требования стандарта Bluesign, которые мы предъявляем к химическому предприятию, контролируются посредством аудита, и мы внедряем программу курирования в сфере управления воздействием на окружающую среду, здоровье и безопасность.

Hvoya:

Считаете ли Вы, что Ваш портал, содержащий всю необходимую информацию об экологичных ресурсах оказывает сдерживающее или стимулирующее воздействие на разработку новых материалов и технологий?

Dr. Peter Waeber:

Только инновационные, ресурсоэффективные процессы и новая химическая продукция сможет в будущем решить проблему токсичности лёгкой промышленности. Я верю в то, что стандарт Bluesign играет в этом процессе стимулирующую роль.

Производитель спортивной одежды Hagloefs — участник сертификации Bluesign

Hvoya:

Опишите вкратце, как функционирует система контроля продукции, прошедшей процесс выверки компонентного состава по стандарту Bluesign?

Dr. Peter Waeber:

Bluetool даёт оценку экологичности химикатов, которые применяются на предприятиях, производящих текстиль. Впоследствии на заводах мы проверяем с помощью скрининга, действительно ли они используются, например, в ходе окрашивания или дополнительной обработки текстиля.

Hvoya:

Сертификационная процедура Blueisgn заключается в том, что проверенные на уровне химикатов материалы регистрируются в реестре Bluefinder, доступном для всех ткацких предприятий. Как происходит этот процесс?

Dr. Peter Waeber:

В реестре Bluefinder указаны вся химическая продукция, которая допускается к применению производителями текстиля. Если они придерживаются данных из реестра и осуществляют производственный процесс в соответствии с нашими рекомендациями по результатам доклада о проведённом скрининге, то производимые ими материалы соответствует требованиям стандарта Bluesign и попадают в базу данных Blueguide, естественно после заключительного контроля и нашего разрешения.

Производитель спортивной и городской одежды Zimtstern — участник сертификации Bluesign

Hvoya:

В базе данных Blueguide содержится реестр всего сертифицированного текстиля, который может быть использован компаниями-производителями текстильных изделий. Какое количество материалов уже внесено в эту базу данных? Какие изделия могут быть изготовлены из них?

Dr. Peter Waeber:

В реестре Blueguide значатся 30 000 видов текстиля для самого различного применения, включая спортивную одежду. Мы работаем с компаниями различной направленности и радуемся тому, что способны сертифицировать сложные материалы, требующиеся для производства спортивной одежды. После решения такой непростой задачи, сертификация модной одежды, уступающей по функциональности спортивной, не представляет такой сложности.

Hvoya:

Большое спасибо за интервью и ценные сведения для российских предприятий лёгкой промышленности!

Производитель спортивной одежды Helly Hansen — участник сертификации Bluesign

© Все права на текст защищены и принадлежат Dr. Peter Waeber и эко-порталу Хвоя.
© Все права на изображения защищены и принадлежат их законным правообладателям.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s