Эко-архитектура WOHA: интеграция в контекст города

Городские здания не возводятся в чистом поле, они существуют в контексте архитектурного ансамбля всего города. Каждый архитектор, проектирующий в условиях города, вступает методами искусства в своеобразный диалог со своими предшественниками, в ходе которого высказывает им своё уважение и произносит собственное послание потомкам.


Тщеславная монументальность не способна успешно выполнить задачи интеграции зданий в культурно-исторический контекст, транспортную инфраструктуру, включающую пешеходные дорожки, или в окружающую среду города, на состояние экологии которого могут влиять здания -пагубно без учёта долгосрочных воздействий или конструктивно в духе устойчивого развития, как это делают архитекторы сингапурского бюро WOHA.

Ранние проекты основанного Richard Hassell и Wong Mun Summ бюро представляли собой частные дома, в которых архитекторы с помощью оригинальных решений начали решать проблемы регулирования климата без сложных технологических систем. Участие в конкурсе проекта станции метрополитена, открытом для любых бюро, даже не имеющих опыта реализации подобных проектов, завершилось победой для бюро WOHA, предложившего самый продуманный проект.

Станция Bras Basah в историческом центре города должна была, по мысли архитекторов, стать связующим звеном между подземной транспортной системой и наземными достопримечательностями посредством интеграции в контекст парка и заливки прозрачной крыши станции водой, формирующий зеркальную поверхность для отражения музея, собора и библиотеки, куда ведёт выход станции. Прозрачная крыша преследует цель регулирования климата под землёй, так как поднимающийся тёплый воздух поглощается водой, испарения которой в водопадах создают охлаждающий эффект. Стеклянная крыша, покрытая водой, пропускает естественный свет до самой платформы благодаря применению наклонной стены, отражающей свет и направляющей его всё ниже и ниже. Прозрачность приносит игру света и тени водной глади на стенах станции, она задумывалась не только как эстетический или экологический приём, но и способ психологического воздействия на тех людей, которые испытывают дискомфорт и напряжение в замкнутых пространствах.

План местности вокруг станции Bras Basah

План вестибюля станции Bras Basah

План эскалаторов станции Bras Basah

Платформа станции Bras Basah

Поперечный разрез станции Bras Basah

Продольный разрез станции Bras Basah

Общительность и приветливость эко-архитектуры WOHA в полной мере проявилась при создании торгово-развлекательного центра Iluma, который, по словам архитекторов, такой же празднично-весёлый, как детская игрушка. Контрастные объёмы здания словно рвутся во все стороны, в одной части расположена парковка и кинотеатры, она закрыта разноцветными перфорированными металлическими солнцезащитными панелями, другая часть не только массивно озеленена, но и тщательно завуалирована кристаллами-многогранниками, выполняющими не только функцию затенения, но и служащих средствами для световых медиа-представлений. Художественное осмысление солнечной защиты здания превращает экраны в средство эстетического воздействия, делающего формы здания более загадочными и привлекательными. Цель привлечения внимания посетителей была решена и внутри здания, органические формы которого увлекают настолько, чтобы продолжить путь до следующего поворота или этажа.

Самый знаковый проект WOHA в Сингапуре — Школа искусств SOTA стал для архитекторов поводом поразмышлять о роли искусства в жизни общества, о современной системе образования в творческой сфере и о том, как архитектура служит искусству, природе и обществу. Разделение здания школы на отсеки, где происходит обучение и где происходят представления для всех желающих, позволило донести искусство горожанам и дать подросткам возможность набираться опыта. Нижний уровень здания выступает пространством для публичных действ, под открытым небом или на сценах театра или концертного зала. Учебные этажи, закрытые для доступа публики тем не менее открыты творчеству: коридоры и холлы служат импровизированными площадками, причём в качестве декораций выступают городские пейзажи.

Здание спроектировано как огромная ветровая машина, оно насквозь пронизывается порывами ветра, даже несмотря на то, что климат Сингапура характеризуется малой подвижностью воздуха и его высокой относительной влажностью. Проницаемость здания, понимаемая как открытость людям и природе, улучшает понимание между людьми и приближает человека к окружающей среде. Озеленение фасадов естественными средствами создаёт тень, вместе с гуляющими по зданию ветрами способствует его охлаждению. Растения защищают здание от перегрева, уличного шума и пыли, они служат источником вдохновения даже в условиях города, поэтому даже крыша озеленена, а посреди неё разбита дорожка для бега. Интеллектуальные послания архитекторов, небезразличных к мировому искусству и культуре, умело скрыты по всему зданию, приглашая учеников школы не только выработать свой взгляд на роль творческой личности в судьбах общества и планеты, но и принять участие в начатом архитекторами диалоге, оставив на всех намеренно окрашенных в белый цвет внутренних стенах свои видения будущего человечества в духе устойчивого развития.


Статья опубликована по материалам книги WOHA: Selected Projects.
© Все права на текст защищены и принадлежат эко-порталу Хвоя.
© Все права на изображения защищены и принадлежат Patrick Bingham-Hall и WOHA.
Special thanks to Wong Mun Summ, Richard Hassell and Serena Khor.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s