Энергоэффективность транспортной системы России: стабильность или неопределённость?

Транспортная система — стратегически важный фактор социально-экономического развития России, вместе с тем наращивание пассажирооборота за счёт личных автомобилей привело к приросту потребления энергии за 10 лет нового тысячелетия на 43%.


На фоне сокращения пассажирооборота общественного транспорта отчётливо вырисовывается тенденция дальнейшего повышения интенсивности движения на автомобильных дорогах, при том, что большая часть спроса на энергоносители приходится на автотранспорт. Очевидно, что реализация федеральной целевой программы по развитию транспортной системы и совершенствование инфраструктуры автомобильных дорог без учёта энергоэффективности может оказаться контрпродуктивной.

Перспективы развития транспортной системы России на данный момент выглядят неоднозначно, так как несмотря на чётко обозначенный приоритет развития железнодорожного сообщения, отсутствие последовательного плана мер по повышению экономичности личных автомобилей ставит под угрозу твёрдую позицию этого сектора российской экономики среди всех проанализированных экономик мира, оказывающих наибольшее влияние на состояние окружающей среды на планете.

Уровень неэффективности транспортной системы был измерен по такому показателю, как километраж личных транспортных средств, которых в России на душу населения пока не так много, как в других развитых странах, что обеспечивает высокий балл по этому показателю.

Постоянное расширение парка личных автомобилей ставит проблему эффективности расхода топлива, как российскими, так и импортными автомобилями. Отсутствие стандартизации этих параметров — серьёзная помеха для повышения экономичности транспортных средств, тем более что потребительские предпочтения формируются в пользу менее эффективных автомобилей, будь то по причине дешевизны старых моделей или же массированной рекламы преимуществ двигателей большого объёма.

Отсутствие маркировки топливной экономичности представляет собой попытку сохранить на том же уровне конкурентоспособность автомобильной промышленности России, отстающей по энергоэффективности производимых транспортных средств. Такая ситуация, не дающая стимула производителям, перекладывает всю ответственность за выбор наиболее экологичного транспортного средства на автовладельцев, от которых ожидается экологически сознательный выбор более экономичного и компактного автомобиля. Естественно, такое пассивное ожидание без материального поощрения сознательных автовладельцев неспособно принести какие-либо ощутимые результаты в обозримом будущем.

Степень развитости и поддержки правительством системы общественного транспорта в разных странах выявлена с помощью двух показателей. Первый из них получен методом деления суммарного километража всех видов общественного транспорта на километраж всех моторизованных транспортных средств, кроме скутеров. Этот показатель в России недостаточно высок, особенно по сравнению с уровнем инвестиций в железнодорожное сообщение, что говорит о необходимости разработки мер стимулирования пассажирских предпочтений в пользу общественного транспорта, например, повышение его привлекательности за счёт разработки системы выделенных полос и более удобной системы маршрутов, упрощающих комбинирование личного и общественного транспорта.

Энергоёмкость грузоперевозок в России была измерена методом вычисления потреблённой энергии на тонно-километр. Этот показатель говорит о высокой энергоэффективности грузоперевозок, которая обеспечила российской экономике высокие баллы. Однако транспортная сеть России пока далека от эффективности, что наносит урон индустриальной и коммерческой деятельности. Показатель, полученный методом деления объёма грузоперевозок на единицу экономической активности всей страны в виде ВВП, был оценён нулём баллов. Очевидно, что огромная территория страны усложняет задачу повышения энергоэффективности всей транспортной системы. Тем не менее продуктивной может быть та политика в этой сфере, которая учитывает от факт, что дальнейшее расширение сети автодорог ведёт не только к неизбежной интенсификации транспортного движения, но и усложнению ситуации с безопасностью на дорогах и заторами по причине пропускной способности трасс, ограниченной из-за возрастающего количества личных транспортных средств низкоэффективного пассажирооборота.

Статья опубликована по материалам доклада
The ACEEE 2012 International Energy Efficiency Scorecard.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s