Энергорасточительное тепло российских зданий

Сопоставление энергоэффективности жилых и общественных зданий различных стран проведено по семи параметрам, сравнивающим такие показатели, как уровень энергопотребления в зданиях, требования действующего законодательства в отношении энергоэффективности возводимых зданий, наличие энергетических паспортов для зданий, энергосберегающих стандартов для приборов и маркировки их энергоэффективности.


По общей сумме набранных баллов российские здания занимают последнее место среди строительных секторов всех рассмотренных экономик мира. Наиболее показательной по успешности принятых мер была признана активная политика Китая, ускоренными темпами повышающая энергоэффективность зданий, прежде всего в городах страны.

Потребление энергии в жилых и общественных зданиях было рассчитано по среднестатистическим данным из трёх наиболее населённых городов страны с учётом климатических отличий стран, в которых было индивидуально подсчитано количество тех дней, когда по температуре воздуха требуется отопление или охлаждение в зданиях. В России энергопотребление на один квадратный метр чрезвычайно высоко в жилых зданиях, что было оценено 0 баллов, по сравнению с ними общественные здания в целом энергоэффективнее и получили 2 балла.

Анализ закреплённых законом каждой страны требований к энергоэффективности возводимых и существующих зданий выявляет наиболее слабые стороны строительных кодексов, нуждающихся в доработке с учётом требований повышения энергоэффективности. В частности, в России регламентируются параметры теплозащиты стен и перекрытий, ограничение теплопотерь через окна, стыки или щели, однако очевидно наличие проблем с эффективностью освещения и особенно отопления. Федеральный закон об энергосбережении решает проблему энергоэффективности искусственнного освещения методом поэтапного запрета оборота неэффективных ламп накаливания: в этом году запрет на оборот коснётся ламп от 75 Вт и более, а со следующего — 25 Вт.

Энергетические паспорта жилых и общественных зданий России дают чёткое представление о том, каков уровень его энергопотребления и, следовательно, каковы расходы по его эксплуатации. Введение в России энергопаспортов в рамках программы по энергосбережению получило высшую оценку, кроме того, помимо паспортов, каждое новое построенное здание обязано пройти процедуру определения класса его энергоэффективности.

Наличие стандартов энергосбережения для бытовых приборов направляет усилия производителей в сторону повышения энергоэффективности их продукции, получающей благодаря системе маркировки конкурентное преимущество. Маркировка в виде классов энергоэффективности, как уже применяется на продаваемых в России лампах, наглядно демонстрирует экономические и экологические преимущества одного изделия по сравнению с другими, обладающего теми же функциями, но потребляющего больше энергии. Максимальную оценку получает не только количество стандартов, но и убедительность маркировки для потребителя, поэтому абсолютная шкала оценивается ниже, чем наглядный перечень сопоставимых классов. В последние два года в России подготовлены ещё 15 маркировок, прежде всего для бытовой техники и электроники.

Однако самая главная проблема по-прежнему не решена — низкая эффективность отопления общественных и особенно жилых зданий. Дело в том, что 63% всей потребляемой в зданиях энергии приходится как раз на отопление, даже минимальное повышение его эффективности способно значительно снизить энергопотребление всего здания, снижая расходы собственников. Проблема упирается в отсутствие индивидуальных приборов учёта тепловой энергии, которые с прошлого года устанавливаются только в новых домах, а в старых при капитальном ремонте или реконструкции — и только при наличии технической возможности. Между тем индивидуальный учёт потреблённой тепловой энергии способен стимулировать собственников помещений применять такие экономичные и эффективные меры, как герметизация окон, применение на них самоклеющейся теплоотражающей плёнки или установка отражающих экранов между отопительным прибором и стеной.

Российское государственное регулирование в сфере повышения энергоэффективности жилищно-коммунального хозяйства на данном этапе нуждается в более решительной политике. Так, например, правительственные целевые программы по энергосбережению устанавливают рекомендуемый перечень мер без обозначения приоритетности задач для управляющих организаций, среди которых значится не только замена лифтового оборудования и установка энергосберегающих ламп, но и комплексные меры по снижению расхода тепловой энергии, включая наладку и промывку систем отопления, установку балансировочных клапанов, термостатов и теплоотражателей, усиление теплозащиты зданий. Впрочем, план мер рассчитан до 2020 года, когда, возможно, будет решена проблема энергетической расточительности отопления в российских зданиях совместными усилиями управляющих организаций и собственников жилья.

Статья опубликована по материалам доклада
The ACEEE 2012 International Energy Efficiency Scorecard.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s