Основа энергоэффективноcти России: энергетика и госпрограммы

Анализ российской энергетики и госпрограмм по энергосбережению ставит своей целью проследить за показателями энергоэффективности, оказывающими влияние на все секторы экономики и дать общую оценку правительственному курсу.


Ключевые показатели, позволяющие произвести подобную оценку, складываются из рассмотрения энергоэффективнсоти энергетической системы страны, на примере ТЭС, продуктивности использования выработанной энергии, динамики изменения энергоёмкости предприятий страны, объёма государственных инвестиций в повышение энергоэффективности и в инновационные разработки в этой области.

Государственная политика оценивается по наличию таких финансовых мер, как стимулирование частного сектора, наличие налоговых льгот и программ займов для привлечения частных инвестиций в энергоэффективность. Среди всех проанализированных экономик мира Германия заняла первое место по эффективнсоти энергетики и госпрограмм, направленных на повышение энергоэффективности, а Россия заняла предпоследнее место, что говорит о недостаточности принятых до сих пор в этой области мер.

Энергетическая продуктивность российской экономики была вычислена делением объёма ВВП в долларах на количество всей потреблённой энергии, измеренной в тоннах нефтяного эквивалента. Результат менее 7000 долларов США был оценен нулём баллов, как это произошло в случае России, наименее энергетически продуктивной среди ведущих экономик мира. Тем временем, энергетически более продуктивная экономика Японии за ту же тонну нефтяного эквивалента производит ВВП объёмом 17408 долларов.

Энергоёмкость вычисляется с точностью наоборот: количество всей использованной энергии делится на объём ВВП. Динамика изменений этого показателя была измерена по данным с 2000 до 2009 года. Однако в расчётах ВВП был учтен и показатель инфляции. Так, например, в России ВВП значительно возрос за последнее десятилетие, а количество потреблённой энергии оставалось примерно на том же уровне, но поскольку показатель инфляции всё это время был высок, то в действительности энергоёмкость в этот период осталась на том же уровне. В отличие от России, Франция за последнее десятилетие сократила энергоёмкость на 47%. Впрочем, целью государственной политики России в этом вопросе является снижение энергоёмкости на 40% к 2020 году, что находится на уровне темпов стран лидеров энергоэффективности, естественно, при условии достижения поставленной цели.

Эффективность российских ТЭС складывается из суммы таких показателей, как рабочая эффективность станции и потери в сетях и распределительных устройствах. Эти показатели позволяют оценить, насколько эффективно электростанции преобразуют топливо в полезное электричество и насколько велики потери при доставке электричества конечным потребителям. Российские ТЭС, характеризующиеся низкой рабочей эффективностью и высокими потерями в сетях, оказались на последнем месте по общей энергоффективности, составляющей менее 25%, что было оценено нулём баллов. Действующие в России программы модернизации и инвестиционные программы призваны повысить эффективность ТЭС и снизить потери в сетях.

Государственный план мероприятий по энергосбережению, принятый в России в 2009 году, обозначает приоритеты устойчивого развития, затрагивает все секторы экономики и призван стимулировать инновационные разработки в этой области. Наивысшую оценку получили те страны, которые обозначили конкретный показатель сокращения энергопотребления, например, на 1% в год. В России обозначен общий курс на снижение энергоёмкости к 2020 году, что оценено также высоко, как и ежегодные цели по энергосбережению. Наличие налоговых льгот и госпрограмм займов в России говорит о государственной политике поощрения частных инвестиций в сферу повышения энергоэффективности. Такие инвестиции окупаются со временем благодаря экономии энергии, но начальные расходы довольно высоки. Госпрограммы займов и налоговых льгот снижают или распределяют начальные расходы, давая старт проектам модернизации и улучшая рыночные условия для энергоэффективности, что в свою очередь привлекает новых частных инвесторов. Действующие в России госпрограммы были оценены высшими баллами.

Государственные расходы на повышение энергоэффективности и инновационные разработки в этой области говорят о степени финансовой поддержки принятого в России плана по энергосбережению и уменьшению энергоёмкости. Этот показатель был вычислен с учётом ежегодного выделения бюджетных средств и действующих многолетних программ. Мировым лидером по финансированию энергоэффективности является Австралия, показатель государственной финансовой поддержки мер по повышению энергоэффективности в России находится на среднемировом невысоком уровне.
namet6
Статья опубликована по материалам доклада
The ACEEE 2012 International Energy Efficiency Scorecard.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s