Особенности японской эстетики и дизайна в стиле дзэн


Эстетика страны восходящего солнца сформировалась под влиянием природных особенностей Японских островов, непредсказуемые стихии которых воспитали в японском восприятии красоты целый ряд уникальных особенностей, проявившихся в полную меру под влиянием активной созерцательности дзэн-буддизма.


Жизнь человека в таких условиях, когда всё окружающее, включая его самого, может в одночасье провалиться сквозь землю или исчезнуть в морской пучине, привели к формированию чуткой восприимчивости природных явлений и их изменений в течение года, к постоянной осознанности того, насколько зыбко и тленно всё существующее, и, в итоге, к восхищению хрупкой и ускользающей красотой. Динамика эстетического восприятия действительности выражена в японских понятиях ваби-саби, выражающих восторг перед естественной красотой и мастерством по её выражению и уважение к истории и возрасту каждой вещи.

Сила хрупких цветов выражена с помощью выбора вазы, плетение которой преодолевают растения

Острее других осознавая временные рамки существования человека, японцы ценят в качестве добродетелей искренность и естественность, считая неразумной тратой времени любую избыточность, претенциозность или ложь. Набор категорий японской эстетики включает в себя минимализм, предпочтение того, что действительно необходимо, и того, что на самом деле важно. Дзэн-буддизм добавляет к этим качествам медитативность, работу сознания, направленную на восстановление центральных, формирующих личностных характеристик. Честность перед самим собой, прямота и верность себе — ключевые параметры процесса самопознания, равно как и мужество смотреть в глаза собственному страху.

Минимализм, аккуратность и порядок на японской кухне

Островной стол — центр единого пространства кухни-столовой-гостиной

Высокая компактность стола достигается полным обрамлением острова

Минимализм в интерьере не допускает беспорядка, потому что он в итоге отнимает больше времени, сил и энергии, чем поддержание порядка. Ясность и прозрачность всех компонентов дизайна обеспечивает ту аккуратность, которой отличается стиль дзэн. Чёткость дизайнерских решений подобна точности ударов в боевых искусствах: в карате каждое движение сопровождается не только группировкой из центра для сохранения равновесия и увеличения мощности воздействия, но и чётким началом и таким же чётким окончанием движения.

Отправным моментом для эстетического восприятия японцев всегда служит природа и естественность, выступающая в качестве меры красоты. Познание меры осуществляется практически в известном буддийском храме Рёан-дзи, чайный домик в котором встречает посетителей традиционной каменной чашей для омовения, помогающей познать меру с помощью надписи по её краям. Каждый из четырёх иероглифов недописан и непонятен без добавления квадратной формы центрального углубления, позволяющей прочитать надпись: «Я знаю только то, что мне достаточно». Неудовлетворённость имеющимся — это всего лишь неспособность увидеть и понять, что находится в распоряжении человека. Обнаружение недостающего элемента относится прежде всего к осознанию того, насколько ценной является жизнь и совершенной природа.

Выявленная красота природного материала в сочетании с неожиданными элементами дизайна: отверстия в стене, точечный узор керамики и стекла подчёркивают естественный рисунок древесины

Достижение художественного эффекта в дизайне минимальными средствами возможно благодаря выявлению природных особенностей материала и мастерству исполнения, которое неустанно совершенствуется, чтобы ещё больше приблизиться к природе. Трудовая этика японцев сводится к тому, что самосовершенствование посредством работы становится способом выражения себя как живущего существа, потому что для японцев добросовестно стараться, неторопливо и как следует выполняя каждое действие, – это и есть жизнь. В таком восприятии отсутствует понятие неважных дел, а старательность и усердие происходит из желания быть частью жизненного производственного процесса, возможность участвовать в котором и изменять своими действиями происходящее осознаётся как непреложный факт собственного существования. Усердная деятельность является ещё и способом выразить благодарность за жизнь и высказать уважение всем тем, кто поспособствовал этой возможности действовать, т.е. всем остальным людям — членам общества. Таким образом, японское сознание более интегрировано в общественные процессы, поэтому даже тот, кто не работает, может трудиться изо всех сил. Так. например, больной человек трудится над своим излечением и делает вклад не только в собственное здоровье, но и в медицинскую науку.

Мимолётная красота цветов оттеняется старостью древесины и необычной вазой

Гуманный долг любого ныне живущего человека — выражение деликатного почтения тем, кто старался до него и сделал возможной сегодняшнюю жизнь, какой бы ни были её условия. Отсюда происходит японское любование ветхостью и стариной, потому что если прошлое является частью настоящего, то способность ценить историю вещей и их возраст формирует навыки извлечения опыта из былого. Доскональное владение накопленным опытом становится основой для взращивания собственного мастерства и для будущих инноваций, складывающихся из ответов на вопросы: что это, откуда и как оно получено, что можно сделать лучше.

Цветочная монокомпозиция «обрамлена» старинной вазой и природной текстурой древесины

Аналитические и организаторские способности, развивающиеся в ходе практики дизайна в стиле дзэн, рождаются из таких воспитанных свойств характера, как внимательность, наблюдательность, проницательность, стремление к самосовершенствованию и поиску оптимальных решений. Все эти свойства объединены определённой фокусировкой сознания, возможной благодаря спокойствию и умиротворённости. Буддийские храмы или японские жилища стремятся к созданию такой атмосферы, где человек в тишине освобождается от информационного шума. Молчаливое погружение в себя приводит к изменению в способе изложения собственных мыслей, лишённых сумбура и следующих внутренней, а не внешней логике, навязанной ложными представлениями. Человеческий голос или язык дизайна, дисциплинированный молчанием, идёт из глубины желания и необходимости выразить мысль.

Неожиданное размещение притягивающей интерес кушетки вызывает вопросы, новая ли она или старая, кушетка ли это или сундук

Один из способов выражения японцами чувства прекрасного заключается в том, чтобы подобно природным явлениям, застать врасплох, удивить, взволновать, вызвать неожиданный восторг, но скромно и деликатно, потому что самодовольство и расхлябанность чужды стилю дзэн так же, как и педантичность. Японская сдержанность основана на искусстве владения своими выразительными средствами, чтобы пользоваться ими наиболее эффективно для себя и окружающих, относясь к ним с той предупредительной чуткостью, которая хотя и выглядит как холодная отстранённость, но является ненавязчивой заботой о сохранении равновесия во всех межличностных отношениях.

Символом интенсивной динамики японской эстетики служит изображение замкнутой или разомкнутой окружности, нарисованного одним движением кисти, по которому можно судить о характере человека и его настроении. Абсолютная симметрия не способна отразить японское восприятие протекающих процессов, ни один из которых не завершён. Текучесть происходящего осознаётся самураями как ситуация боя, исход которого не решён до последней секунды. Самурайская этика, повлиявшая на трудовую и жизненную этику японцев, предполагает неограниченный лимит приложения усилий по достижению поставленной цели. Истинный самурай не сдаётся до тех пор, пока не прекращается его физическое существование или логически не исчерпывается ситуация. В отличие от европейской культуры понимание страдания не сводится к пассивному переживанию, а к активному поиску решения методом выявления причинно-следственных связей, как в логической системе буддизме. Конструктивное решение проблемы заключается в выяснении того, от чего оно зависит, поиску адекватных ресурсов и тех людей, которые нуждаются в этом решении. Откладывать реализацию жизненной задачи на будущее невозможно, так как будущего может и не быть, а мысленное наслаждение гипотетическими возможностями – это жадность и скаредность, потому что желанная задача одного человека может оказаться жизненной необходимостью для другого.


Самый знаменитый символ дзэн буддизма расположен в храме Рёан-дзи и представляет собой каменный сад для медитаций, созданный в XV веке буддийским монахом. Мелкий гравий изображает воду, в которую погружены 15 камней, однако один камень всегда остаётся вне поля зрения медитирующих, с какой бы стороны они ни наблюдали за садом. Расходящиеся круги вокруг каждого камня указывают на то, что любой выбор и каждое действие имеют краткосрочное и долгосрочное воздействие, подобно эффекту бабочки, взмах крыльев которой может вызвать ураган на другом конце Земли. Каждое действие человека вовлечено в судьбы окружающих так же, как и лёгкое прикосновение к воде вызывает расходящиеся во все стороны круги. Медитация в каменном саду приучает не только к ответственности за каждое действие или слово, но и к решительному выбору с учётом казалось бы несуществующей возможности, просто временно скрытой из поля зрения. Монах, создавший сад, считал, что лишь тот сможет увидеть все камни сразу, кто приподнимется над ситуацией, наблюдая её в завершённом состоянии. В таком случае формирование новой ситуации происходит вследствие продуманного и взвешенного решения человека, готового брать на себя всю ответственность, чтобы даже противодействие обратить в содействие.

Асимметрия, контраст материалов и форм, игра тени и света подчёркивают динамику и таинственность цветочной композиции

Элемент притягательной загадочности, присущей японской эстетике, всегда находит выражение в стиле дзэн-дизайна, элементарного на поверхности, но являющегося по сути педагогической головоломкой, воспитывающей такие добродетели, как верность себе, преданность долгу, бесстрашие перед лицом сложных задач и обучает методу поиска наиболее эффективных решений минимальными средствами.

Загадочное освещение притягивает внимание к удалённым помещениям

Свет в глубине не отвлекает от линейности дизайна

Источник фотографий интерьеров японских эко-домов: строительная компания Anabuki

Источник фотографий цветочных композиций: блог японских мастеров искусства икебана Myokasyo

©Hvoya. Все права на текст защищены и принадлежат сайту Хвоя.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s