Интервью Summer Rayne Oakes: практические советы начинающим эко-модельерам России

Американская защитница окружающей среды Summer Rayne Oakes, изучая в университете экологию и энтомологию, поняла, что академическая деятельность может не принести желаемых ею изменений в обществе. Став эко-моделью по убеждениям, она смогла обратить внимание широкой общественности на проблему негативного воздействия лёгкой промышленности на окружающую среду и жизнь людей в развивающихся странах мира. В ходе своей карьеры Summer Rayne обнаружила, что многие модельеры хотели бы создавать экологичные и этичные коллекции, но их возможности ограничены сложностью поиска материалов, подходящих для задуманного дизайна и отличающихся пониженным воздействием на окружающую среду.


Тогда, несколько лет назад первая в мире эко-модель взялась за реализацию собственной идеи, способной кардинальным образом изменить индустрию моды. Уникальный в мировой практике проект Source4Style впервые объединяет в рамках торговой онлайн-площадки модельеров, ищущих более экологичные материалы, и производителей органических, вторичных и ремесленных материалов из разных стран. Личное участие соучредительницы компании Benita Singh, работавшей ранее в сфере развития справедливой торговли, позволило найти целый ряд производителей, текстильная продукция которых сертифицирована не только по эко-стандартам, но и по правилам справедливой торговли. Всеохватывающее воздействие глобального ресурса было отмечено в 2011 году премией Cartier для женщин-предпринимательниц.

Source4Style способствует социально-экономическому росту в развивающихся странах, мелкие производители которых не имели ранее доступа на мировой рынок, устойчивому развитию во всём мире благодаря стимулу, полученному индустрией моды, а также сохранению культурного многообразия, так как теперь открыта дорога на подиумы мира традиционным материалам ручной работы. Российские дизайнеры тоже проявили интерес к эко-моде в рамках первого экспериментального показа прошлой осенью в Москве. Сегодня в специальном интервью для читателей эко-портала Хвоя Summer Rayne Oakes, активно участвовавшая в становлении эко-моды в США, Канаде и Англии, даёт практические советы начинающим эко-модельерам России и рассказывает о самых интересных инновациях в мировом текстильном производстве.

Hvoya:

В Москве недавно прошло первое мероприятие, посвященное эко-моде, на котором начинающие модельеры продемонстрировали свои произведения из эко-текстиля, выполненные согласно концепции эко-дизайна. Как лидер и символ мировой эко-моды, какие бы Вы дали советы по концепции и формату подобных мероприятий?

Summer Rayne Oakes:

Организуйте мероприятия одновременно прогрессивные и располагающие к себе. Я бывала на показах, которые были либо чрезмерно элитарными, либо слишком заурядными, — ни то, ни другое не впечатляет.

Уделяйте большое внимание дизайну. В некоторых регионах эко-дизайн не распространён, поэтому организаторы стремятся объединить в рамках одного мероприятия всех, кого сумеют найти. Выбирайте только лучших из лучших. Если есть десять модельеров, разрабатывающих концепцию эко-дизайна, покажите только четырёх из них. Что касается дизайна, то эко-мода должна соответствовать тем же стандартам, что и обычная мода.

Обеспечьте образовательные программы на мероприятиях, особенно для тех людей, которые хотят узнать больше, но помните, что эти программы должны быть увлекательными. Если они проводятся в формате представления, то нужен хороший ведущий.

Hvoya:

Вы работали консультантом у многих домов эко-моды и начинающих эко-модельеров. Несмотря на то, что эко-текстиль, его этическое происхождение и производство с минимальным воздействием на окружающую среду являются необходимыми составными частями эко-моды, эстетические параметры так же важны. Учитывая Ваш обширный опыт, какие дизайнерские решения по части их авангардности или чрезмерной простоты лучше избегать?

Summer Rayne Oakes:

Для каждого дизайна найдётся свой покупатель. Я не могу знать наверняка, какие предпочтения у тех или иных людей. Сама как покупатель модной одежды, я наиболее охотно готова заплатить за изделия высокого качества, созданные по высоким эко-стандартам. Мне нравится покупать произведения независимых модельеров, у которых более оригинальный дизайн. Однако я знаю, что таких, как я, — меньшинство, поэтому очень важно, чтобы модельер сразу понимал, сколько у него потенциальных покупателей и что именно им нужно.

Hvoya:

Предприятия по производству спортивной одежды для активного отдыха очень широко применяют современные изобретения из синтетических волокон. Какие виды эко-текстиля для производства спортивной одежды Вы посоветуете?

Summer Rayne Oakes:

Компания Nike провела огромное исследование в этой сфере, придя к выводу, что полиэстр вторичной переработки, даже несмотря на своё синтетическое происхождение, имеет наименьшее воздействие на экологию. Это открытие стало ключевым моментом в их дизайнерском процессе. В этом смысле я думаю, что нужно учитывать весь жизненный цикл материала, включая и синтетику, и натуральные материалы. На Source4Style представлен целый ряд тканей из вторичного полиэстра, кроме того мы собираемся включить в нашу подборку вторичный нейлон, что особенно подойдёт для дизайнеров пляжной моды.

Summer Rayne Oakes на презентации своей книги Style, naturally (Стиль, естественно)

Hvoya:

Как модельеры могут справиться с задачей вторичного использования или переработки, если при этом они испытывают затруднения с поиском наиболее подходящего материала и технологий, одновременно пытаясь преодолеть предрассудки некоторых покупателей, связанные со вторичной модой?

Summer Rayne Oakes:

Дизайнеры таких домов моды, как например, From Somewhere, Deborah Lindquist и Good One, сделали свою карьеру на переработке и доработке материалов. Во многом, это низкозатратное решение по части материалов. Если дизайн на высоте, то изделие не останется без внимания даже самых искушённых ценителей. Мы планируем на Source4Style представить невостребованные материалы, предназначенные на выброс, такие как остатки рулонов тканей или неиспользованные производственные излишки.

Hvoya:

Что покупатели готовы воспринимать как дизайнерское изделие вторичной моды?

Summer Rayne Oakes:

Недавно я купила пару вещей Good One, в которых мне особенно понравился молодёжный подход к одежде с учётом анатомии тела. Deborah Lindquist делает великолепные бюстье и корсеты из переработанных кимоно. Независимо от использования вторичных или первичных материалов, этих двух дизайнеров объединяют безупречный крой.

Ткань из магнитных лент

Hvoya:

Расскажите, пожалуйста, в качестве примера о ткани из переработанных магнитных лент из аудиокассет и о её возможном применении.

Summer Rayne Oakes:

Это одна из новинок Source4Style. Я уже видела, как некоторые дизайнеры создают из неё всё, что угодно: от галстуков до пиджаков. Но всё-таки такое не каждый день встречается.

Hvoya:

На Source4Style представлен целый ряд кожзаменителей, не наносящих ущерба животным. Эти материалы включают в себя вторичный UltraSuede или полностью натуральную ткань из коры. Обладают ли эти материалы такой же широкой сферой применения, как натуральная кожа, и могут ли они соперничать с ней по части технических характеристик, прочности, внешнего вида и ощущений?

Summer Rayne Oakes:

Мне было бы интересно увидеть сравнительный анализ полного жизненного цикла натуральной кожи и полиуретанов (как UltraSuede), чтобы руководствоваться более качественными показателями. Я считаю, что это очень важно представить альтернативные варианты, заменяющие кожу, однако мне бы не хотелось делать ошибочных заявлений о технических показателях натуральной и искусственной кожи. Что касается лично меня, то мне кажется, моя обувь из натуральной кожи носится лучше синтетической. Кроме того, вид «старой кожи» в обуви и аксессуарах более приемлем в натуральном варианте.

Ткань из коры

Ткань из коры тоже наша новинка, которая пользуется большим спросом, особенно для аксессуаров, таких как ремни и сумки. Для меня большое удовольствие наблюдать за результатами работы модельеров, когда понимаешь, что при небольших творческих усилиях сфера применения этих материалов очень широка.

Hvoya:

На Source4Style есть очень много материалов, которые вручную сотканы, вышиты и раскрашены. Некоторые из них даже украшены символическим узорами с помощью старинных методов окрашивания. Как Вы думаете, предполагает ли использование таких материалов этнический стиль готовых изделий,либо конечный результат целиком зависит от концепции модельера?

Summer Rayne Oakes:

Многие модельеры начинают искать материалы с историей, которую привносят культура и традиции ремесленного мастерства. Набивные узоры и ткани ручной работы сохранят своё влияние в осенне-зимнем сезоне 2012/13 года, что пойдёт только на пользу ремесленным материалам.

Мы считаем важным продемонстрировать на Source4Style традиционные материалы, созданные ремесленниками по всему миру. Культурное наследие придаёт материалам чувство региона и эпохи. Талантливые модельеры способны превратить эти материалы в прекрасную современную одежду. Таким образом происходит диалог двух творческих личностей – и результаты бывают просто потрясающими!

Hvoya:

Вы сделали большой вклад в просвещение мировой индустрии моды о последствиях её деятельности. В Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна на различных факультетах существуют обучающие программы по технике безотходного кроя, окрашивания с минимальным воздействием на окружающую среду и по декоративно-прикладным искусствам разных регионов России. Какие рекомендации по образовательному процессу Вы можете дать студентам, желающим углубить своё познания в сфере эко-дизайна и эко-текстиля?

Summer Rayne Oakes:

Я бы порекомендовала факультету Текстиля и Дизайна внедрить основы устойчивого развития во всю академическую программу, а не преподавать его только как отдельный предмет. В этом отношении Университет Делавэр в США и Лондонский Колледж Искусств провели наиболее основательную работу по созданию комплексных курсов, вплотную связанных с экологией.

Что касается студентов, я бы посоветовала им курс поиска материалов. Когда мы только начинали работу над Source4Style, мы обнаружили, что во многих университетах вообще нет курса на эту тему. Экологические и социальные последствия отсутствия обучения очень чувствуются уже на уровне самих материалов. Одна из причин, по которой мы начали работу над нашим проектом, состояла в том, что модельеры тратят 85% своего времени на поиск более экологичных материалов.

И наконец, я бы предложила студентам изучить, помимо самого дизайна, более общие дисциплины, например, культурологию и экологию, чтобы осознать себя частью глобальной системы и понимать степень воздействия всех своих решений, пусть даже на уровне начинающего модельера.

Hvoya:

Большое спасибо за увлекательное интервью и полезные советы!
Примите сердечные поздравления по случаю награждения премией Cartier за лучшие начинания женщин в бизнесе!

Слева — Summer Rayne Oakes, справа — Benita Singh, в центре — член жюри Nell Merlino на церемонии вручения награды Cartier

© Все права на текст защищены и принадлежат Summer Rayne Oakes и эко-порталу Хвоя.
© Все права на изображения защищены и принадлежат Summer Rayne Oakes.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s