Интервью архитектора Richard Hassell об эко-гостинице на Бали

Группа дизайнерских гостиниц Alila известна своим вниманием к окружающей среде и культуре тех мест, где они расположены. Разрабатывая новый бренд Alila Villas, была создана концепция курорта, сочетающего гостиничный комплекс и частные дома.


Разработкой концепции занялось самое известное в Сингапуре архитектурное бюро WOHA, основанное двумя талантливыми архитекторами Wong Mun Summ и уроженцем Австралии Richard Hassell. Работа над эко-проектом началась в 2004 году и завершилась через пять лет, воплотившись в удивительном гостиничном комплексе, который поднимает эко-архитектуру на новую высоту.

Комплекс компактно и изысканно расположился на склоне, сразу привлекая внимание причудливыми беседками, напоминающими гнёзда. Такая беседка есть у каждой виллы, а панорамная беседка словно застыла в воздухе прямо над океаном. Монументальность индуистских дворцов и минимализм современного стиля архитектуры совместными усилиями добиваются высочайших экологических результатов — гостиница прошла эко-сертификацию Green Globe.

Проект, в котором нашли высокохудожественное выражение индонезийская культура и искусство, был отмечен целым рядом наград, включая международную премию за выдающуюся архитектуру Королевского Института Британских Архитекторов. Уникальность комплекса в том, что здесь удивительным образом переплетены культура, экология и архитектура, потому что даже завораживающие отражениями дождевые сады служат не только красоте, но и природе. Сегодня знаменитый архитектор и живописец Richard Hassell в специальном интервью для читателей эко-портала Хвоя рассказывает об экологических принципах, использованных при создании гостиничного комплекса на южном побережье Бали.


Hvoya:

Как разрабатывалась концепция курорта Alila Villas Uluwatu, и сколько творческой свободы вы получили в этом процессе?

Richard Hassell:

Мы уже давно знали наших заказчиков, поэтому наша роль не была так уже чётко определена, или скорее, не была ограничена. Наше бюро WOHA предложило им создать бренд экологических гостиниц, Uluwatu стала их первой собственностью, что имеет решающее значение для формирующегося бренда. Наши мнения в этом вопросе совпали, так что процесс был настоящим диалогом. Помимо внедрения принципов экологического строительства и архитектуры, мы должны были создать концепцию, проект и дизайн всего курорта. У нас было очень много творческой свободы, однако мы имели дело с рабочей концепцией, поэтому особенно успешным было развитие дизайна с постоянным учётом его функционирования на практике.

Hvoya:

На каком этапе проектирования Alila Villas Uluwatu вы задумались об использовании местных и природных материалов? Было ли вам сложно найти подходящие вторичные и невостребованные материалы?

Richard Hassell:

Мы с самого начала решили использовать местные натуральные материалы. Мы хорошо были знакомы с имеющимися на Бали материалами, поэтому задача не была такой уж сложной, за исключением вторичной древесины, которую не так просто найти. Заказчик взялся за поиски и в результате купил у государства на аукционе древесину, служившую телефонными столбами и железнодорожными шпалами. Трудность заключалась в том, чтобы у нас было достаточное количество материала, однако наш дизайн позволял использование различных размеров, а старые поверхности выступали в качестве декорирующего элемента, так что мы использовали всё, что сумели найти.

Hvoya:

Уступчатые террасы в домах фермеров на Бали вдохновили архитектуру гостиничного комплекса, виллы которого уровнями спускаются по склону. Какие именно решения были вдохновлены архитектурой индуизма, были ли они выбраны благодаря их эстетической или экологической значимости?

Richard Hassell:

Вдохновением для WOHA послужила индуистская архитектура империи Маджапахит. Влияние на наш выбор оказал, скорее, культурно-эстетический аспект, чем экологический. Однако мы их использовали в экологическом ключе, к примеру, колонны для создания свободной и естественной вентиляции. Впрочем, мы черпали идеи не столь из физического здания, сколь из пространственных соотношений, как например, череда объединённых двориков и осевое устройство зон общего пользования.

Hvoya:

Вы применили принципы пассивного солнечного проектирования: большие свесы, насквозь продуваемые виллы, объединение открытых и закрытых пространств и использование бассейнов во двориках для охлаждающего эффекта. Задумывались ли вы о том, чтобы применить активные солнечные системы для выработки энергии и нагрева воды?

Архитектор Richard Hassell

Richard Hassell:

Изначально планировалось использовать ветровую энергию со строящейся поблизости ветроэлектростанции. Было подписано соглашение о ветровом энергоснабжении, но, к сожалению, станция так и не была достроена. Мы решили воздержаться от солнечной энергии, потому что тогда это было очень дорого, к тому же нам казалась очень хорошей идеей поддержка ветроэлектростанции. Что касается горячей воды, то мы используем тепловые насосы, которые получают тепло из воздуха и работают на электричестве. Тепловые насосы расположены рядом с блоками кондиционеров, так как их эффективность возрастает в тёплом воздухе. Такое решение больше подходило для нашего проекта, потому что из каждой виллы видна крыша дома, расположенного перед ней уровнем ниже. Солнечные панели были бы прямо перед глазами. Впрочем, теперь, когда цены понизились, солнечная энергия – это хороший выбор.

Hvoya:

В Alila Villas Uluwatu установлена система вторичной переработки всей воды, а также осуществляется сбор дождевой воды, которая хранится в резервуарах под каждой виллой. Возможно ли достичь полного самообеспечения водой в условиях засушливого климата?

Richard Hassell:

Это было бы возможным при наличии достаточного количества резервуаров для хранения воды. Однако надо рассчитать стоимость воды по отношению к стоимости резервуаров, необходимых в засушливое время года. В Alila накаченная вода из подземного источника дополняет воду вторичной переработки. В целях компенсации у нас есть дренажные колодцы, низины и дождевые сады, чтобы восстановить подземные воды во влажный период года, таким образом получается, что мы храним воду под землёй, а не в резервуарах.

Hvoya:

Большая работа была проделана по ландшафтному дизайну с использованием засухоустойчивых и сезонных растений, к тому же был организован ботанический сад по восстановлению флоры. Крыши вилл, напротив, покрыты камнями вулканического происхождения, на которых могут расти только папоротники и суккуленты. Было ли возможно создать живые крыши в засушливом климате Uluwatu?

Richard Hassell:

Сильно озеленённые крыши нуждаются в большом количестве воды, поэтому мы решили создать на крышах сезонные сады с местными растениями, которым нужно меньше воды и ухода, чтобы садовники не тревожили отдыхающих гостей.

Hvoya:

Alila Villas Uluwatu воспевает красоту природы в её различных проявлениях: сочетание многочисленных пород камней, панорамные беседки, словно парящие в воздухе, и дождевые сады, объединяющие растения и водоёмы. Повлияло ли месторасположение курорта на обилие художественных решений, или у вас были другие источники вдохновения?

Richard Hassell:

Отчасти на эти решения повлияло месторасположение курорта, однако мы, конечно, черпали вдохновение из нашего опыта и знаний: традиционная и современная архитектура, живопись и легенды. При создании романтики необходим научный подход, поэтому у нас широкая база вдохновляющих идей.

Hvoya;

В каждой вилле очень много личного пространства, потому что она огорожена от остальной части курорта, словно обитаемый сад. Сколько на территории курорта пространства для контактов с другими гостями?

Richard Hassell:

Курорт очень чётко разделён на личные и общественные пространства. Виллы – это только личное пространство, где можно полностью расслабиться, поплавать голыми и ни о чём не беспокоиться. В случае, если через некоторое время людям захочется пообщаться с другими гостями, есть много общественной территории, где можно посмотреть на всех остальных, при этом везде так просторно, что всем достаточно места. Элемент общественной жизни – это часть курортного отдыха, поэтому мы проектировали с учётом этой специфики.

Декоративные элементы, выполненные из антикварных печатей для создания батика.

Hvoya:

В интерьере использованы местные природные материалы, такие как бамбук и ротанг, а также нашли применение традиционные ремёсла региона, включая батик и обработку бронзы. Использовали ли вы эти материалы традиционным способом или переосмыслили их применение в более современном ключе?

Richard Hassell:

Мы использовали их в духе нашего времени, потому что хотели создать современный и оригинальный курорт, несмотря на широкое применение традиционных материалов. Бамбуковые потолки, батиковые печати и бронзовые декоративные элементы стали выразительной частью современного интерьера.

Hvoya:

Эко-проектирование связано с большим количеством ограничений для творческого процесса, так как предполагает использование материалов и методов строительства с минимальным воздействием на окружающую среду, внедрение альтернативной энергетики и принципов местной архитектуры. Можно ли уже на данном этапе говорить о формировании эко-эстетики?

Richard Hassell:

В эпоху невозобновляемых ресурсов архитекторы позабыли о том, как проектировать с учётом климата и применения местных материалов, дешёвая транспортировка и механические решения по климатическому контролю заменили местные материалы и пассивные принципы проектирования для регулирования климата. В будущем ископаемые перестанут быть такими дешёвыми, поэтому наилучшим дизайном будет, конечно, тот, который отличается малым энергопотреблением. Мне близка идея того, что в будущем наши решения станут более локализованными, они будут отличаться от тех, что мы принимали прежде, потому что теперь у нас есть необходимые знания и технологии, применимые к новому образу жизни, однако эти решения будут оптимизированы с учётом требований и условий региона, результатом чего станет эстетика, характерная для данной конкретной местности.

Hvoya:

Большое спасибо за деятельное участие в становлении эко-архитектуры и за вклад в мировое искусство!






Задняя часть дворика открыта для сквозной вентиляции

 

Задняя часть дворика закрыта

План гостиничного бунгало
Разрез гостиничного бунгало
Генплан и разрез

© Все права на текст защищены и принадлежат WOHA и эко-порталу Хвоя.
© Все права на изображения защищены и принадлежат Alila Villas Uluwatu и WOHA.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.